Главная
›
Новости
Татарская культураОпубликовано: 02.09.2018 Татарская программа. Дни культуры Татарстана 2014. Дом музыкиПрезентация «Татарская культура» . Размер 314 КБ. Автор: Руфина .
содержание презентации «Татарская культура.ppt»
№ |
Слайд |
Текст |
1 |
|
Фестиваль родных языков
Фестиваль родных языков. Моу «татаробашмаковская сош».
|
2 |
|
Татарская народная одежда
Татарская народная одежда. Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включающий в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Казанские татары: происхождение, язык и культура. Народы России.
|
3 |
|
Татарская тюбетейка
Татарская тюбетейка. Существовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина. Культура татарской деревни.
|
4 |
|
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.
|
5 |
|
Калфак - татарский женский головной убор
Калфак - татарский женский головной убор. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.
|
6 |
|
Белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.
|
7 |
|
Большие бархатные калфаки
Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч. К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.
|
8 |
|
Калфак уже не надевается на голову
Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.
|
9 |
|
Кожаная обувь
Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов.
|
10 |
|
Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек
Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки.
|
11 |
|
Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки
Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек). У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи.
|
12 |
|
Татарские украшения
Татарские украшения. Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию. Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.
|
13 |
|
Вышивка, ткачество
Вышивка, ткачество. Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, развитие этого вида искусства было связано с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. В отличие от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв). Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища.
|
14 |
|
Татарские праздники
Татарские праздники. Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.
|
15 |
|
Происхождение праздника Науруз
Происхождение праздника Науруз. Происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. (По некоторым источникам, Навруз, или праздник, очень похожий на него, праздновали задолго до рождения Зарэтуштры.) Навруз или Ноуруз (Наурыз, Неуроз и т.д) на фарси и таджикском означает - «новый день». В этот день древние персидские цари надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме Огня и раздавали щедрые подарки подданным.
|
16 |
|
Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева
Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева, по окончании которого устраивали праздник Сабантуй (Праздник Плуга). История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, описал этот булгарский праздник в своих трудах.
|
17 |
|
Кулинарное искусство татарского народа
Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков. В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней.
|
18 |
|
Татарская кухня
Татарская кухня. Татарская национальная кухня развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чаком, эч-почмаком, финно-угорская кухня подарила пельмени, китайская - чай, узбекская - плов, таджикская - пахлеве.
|
19 |
|
Чак-чак считается оригинальным блюдом татарской национальной кухни
Татарская кухня. Чак-чак считается оригинальным блюдом татарской национальной кухни. Это вкусное блюдо (чак-чак) готовит мама невесты на свадьбу, а затем "продает" гостям за любую сумму денег. Дорогих гостей также встречают у порога с чак-чак.
|
20 |
|
Рецепт
Рецепт. Продукты для выпечки чак-чак : 7 яиц, соль, 700-800 г муки, 500 мл растительного масла, 600 г меда, 1,5 стакана сахара. Для того, чтобы испечь чак-чак, яйца взбейте большой ложкой , добавьте щепотку соли и снова взбейте. Затем в два этапа добавьте муку и быстро замесите тесто для чак-чак. Тесто должно быть очень мягким. Накройте тесто салфеткой и оставьте на 15-30 минут.
|
21 |
|
Для чак-чак тесто разделите на 5-6 частей и скатайте в шарики
Для чак-чак тесто разделите на 5-6 частей и скатайте в шарики. Шарики теста раскатайте в лепешки толщиной 2-3 мм, нарежьте полоски шириной 2 см, а полоски разрежьте на тонкие полоски шириной 3-4 мм. Для выпечки чак-чак в глубоком казане разогрейте растительное масло, и опускайте в масло соломку из теста на несколько секунд, пока чак-чак не зарумянится. Готовый чак-чак доставайте из масла шумовкой и перекладывайте в миску.
|
22 |
|
Приготовьте заливку для чак-чак
Приготовьте заливку для чак-чак: 500-600 г меда растопите в алюминиевой посуде, добавьте 1,5 стакана сахара и держите на огне до полного растворения сахара. Медово-сахарной заливкой залейте готовую соломку и тщательно перемешайте. Затем на блюде сформуйте чак-чак в виде горки или шариков, смочив руки холодной водой. Чак-чак можно хранить очень долго, вкус чак-чак остается нежным и неповторимым. Приятного аппетита!
|
«Татарская культура» |
|