Проза - Пустой соблазн экранизаций (Александр Балтин)Опубликовано: 02.10.2018
| Соблазн экранизации известного произведения велик, но соблазн этот относится только к сюжетным коллизиям, или остро прописанным характерам героев. Ибо важнейшая, основополагающая составляющая литературного произведения – язык, - экранизации не поддаётся. Как средствами кино передать янтарный, блещущий метафизическими созвездиями, весь в фейерверке цветов и оттенков язык Булгакова, или земельно-коричневый, туго-философский, замешанный на своеобразном смещении смыслового центра платоновский язык? Какой вариант построения кадра и монтажа сможет отобразить сии языковые дебри? Буйно-хлещущий, дремуче-церковный, ароматно-благоухающий мир Лескова, сложнейшее его плетение словес разве живут сюжетом и им объясняются? Гоголевский, сверкающий драгоценными перлами, да и весь драгоценно-причудливый, как самородки, или дорогие камни язык? Мощь напора Достоевского, мешающего пласты разнообразных речений, захлёбывающегося, в языке опережающего жизнь героев? Никто из экранизаторов, сколь бы опытными режиссёрами они не были, и не пытается найти адекватный строй кадров, но хватается за сюжет и персонажей, как за спасение… И получается снижение, смысловая подмена, требующая гораздо меньшей интеллектуальной работы – ибо видеоряд всегда легче, ибо и мышление ныне – клиповое, рваное. Узловое, главнейшее в литературном произведении уходит от экрана; сопротивляется ему самая сущность литературы. …ибо литература требует вдумчивости и одиночества, кропотливой работы над собственным, внутренним «я»; ибо литература призывает к развитию эстетического, тонкого восприятия, в то время, как кинематограф и возник, как развлечение, и, хотя и вышел на пики метафизического осмысления яви, дав миру Феллини, Бергмана, Антониони, всё равно всё больше и больше скатывается в бездну пустого развлекалова и компьютерных эффектов. А стремление развлекать – основная болезнь современной литературы, болезнь, мешающая её росту, её когдатошней устремлённости вверх, к звёздам смысла.
|