Как Илон Маск снова сделал Восточную Германию великойОпубликовано: 26.10.2023 Имя Grünheide не является нарицательным даже в Германии. Но заявление Илона Маска четыре года назад о том, что он построит первую европейскую гигафабрику Tesla рядом с этим городом на востоке Германии, сделало его всемирно известным. Сейчас президент ФранцииЭммануэль Макрон, премьер-министр ИталииДжорджия Мелонии президент ТурцииРеджеп Тайип Эрдоганвыезжают красные дорожки, которые убедили бы Маска построить заводы и в их странах. Вместо этого магнат электромобилей намерен расширить мощности в Германии и удвоить производственные мощности до одного миллиона автомобилей в год, чтосделает Grünheide крупнейшим автомобильным заводом в Европе,сообщает Politico. Расположенный в 30 км к востоку от Берлина, в лесистой местности, богатой озерами и коттеджами бывших коммунистических лидеров, город с населением всего 8000 человек стал магнитом для людей, бегущих от шума и суеты Берлина. Из-за этого возникло недовольство приходом Теслы, а активисты протестуют против вырубки леса и возможной чрезмерной откачки воды. Местных политиков это не слишком затрагивает, ведь для них Маск — выигрышный билет для создания новых рабочих мест. «Tesla создает совершенно новый имидж Бранденбурга и играет важную роль для реиндустриализации штата», — заявил премьер-министр земли Дитмар Войдкеиз Социал-демократическая партия канцлера Олафа Шольца. При этом политики утверждают, что Грюнхайде не превратится в промышленный город наподобиеВольфсбурга— штаб-квартиры Volkswagen — а даст молодым, образованным людям повод остаться. До прихода Маска наиболее важными компаниями в Бранденбурге были газовая компанияWingas,, принадлежащая российскомуГазпрому,и шахта [(14504 )]Йеншвальде[(14505)] и электростанция, работающая на буром угле. Газ закончился из-за вторжения России в Украину и усилий Германии по снижению зависимости от российского ископаемого топлива, а Йеншвальде планируется закрыть к 2028 году в рамках поэтапного отказа Германии от угля. Теперь, благодаря Tesla, в Грюнхайде естьновая автомагистраль и лучшее железнодорожное сообщение с Берлином. И заботы о муниципальном бюджете меньше. Илон Маск в Берлине Источник: Профимедиа / Автор: Action Press / Shutterstock Editorial / ProfimediaИлон Маск в Берлине Источник: Профимедиа / Автор: Action Press / Shutterstock Editorial / ProfimediaИнвестиции Маска также привлекли других инвесторов.BASFстроит катодный завод, который будет производить аккумуляторные материалы для 400 000 электромобилей в год, а немецко-канадская компанияRock Teпланирует открыть европейский крупнейший литиевый завод в Бранденбурге.Porseи ее дочерняя компания по производству аккумуляторовCellforceтакже, как сообщается, рассматривают возможность инвестиций. «Восточный Бранденбург был особенно слаб в промышленности. Приход Теслы изменил ситуацию», — сказалКлаус-Хайнер Рёль, старший экономист и эксперт по Восточной Германии в Институте экономических исследований в Кёльне, добавив, что Тесла «вероятно сможет создать больше рабочих мест в промышленности, чем они исчезнут с прекращением использования угля». До сих пор Грюнхайде и Бранденбург, как и остальная часть бывшей Восточной Германии, с трудом догоняли более богатый Запад. Средняя заработная плата одна из самых низких в стране,безработица выше, чем в среднем по стране, а население все больше стареет благодаря миллионам молодых людей, переехавших на запад за 30 лет. с момента объединения. Стагнацию остановил приход Теслы. Имея завод, на котором работают 11 000 человек и который производит 5 000 автомобилей в неделю, Бранденбург зафиксировал рост ВВП на шесть процентов в этом году по сравнению с отсутствием роста национальной экономики и спадом промышленного производства, и Ожидается, что число рабочих увеличится более чем вдвое. Политики хотят еще большего. Министр экономики Бранденбурга Йорг Штайнбах прилетел в США в апреле этого года, одетый в футболку Tesla, чтобы заверить Маска в «постоянной поддержке» государства потенциального расширения. Но не все в восторге от преобразований в Грюнхайде и Бранденбурге в целом. Штеффен Шорхт и Ману Хойер возглавляют местное гражданское движениеBürgerinitiative Grünheide, которому угрожает безусловная любовь к Маску. Список жалоб на Tesla длинный: увеличение трафика, рост арендной платы и нехватка рабочих для местных компаний. «Это преступление, что такой компании даже разрешили работать здесь», — сказал Хойер. Особенно его беспокоит тот факт, что для завода вырубили многолетний сосновый лес. Завод частично строится в охраняемой зоне питьевой воды, и Тесле разрешено брать столько, сколько потребляет маленький городок, в то время как население Бранденбурга призывают экономить. Это недовольство, вероятно, усилится, поскольку Tesla подала заявку на расширение мощности завода с 500 000 автомобилей в год до миллиона, отняв корону у Volkswagen как крупнейшего автопроизводителя Европы. Tesla также хочет удвоить мощность своего завода по производству аккумуляторов с 50 гигаватт-часов в год до 100 ГВтч. Эта попытка была встречена сопротивлением со стороны местных органов водоснабжения, которые отклонили первоначальное предложение из-за опасений, что в штате было слишком мало воды для снабжения завода и что у Tesla не было адекватных планов по очистке сточных вод. Да и на самом заводе не все довольны. Около тысячи рабочих недавно протестовали против плохих условий труда, в том числе по вопросам охраны труда и техники безопасности. Руководство завода якобыв ответ повысило зарплату.
|